Еис в сфере закупок. "ланит" принял участие в разработке мобильного приложения единой информационной системы в сфере закупок

06.12.2023

Введение ЕИС было обусловлено множеством факторов. Главный из них — это объединенные общедоступные данные о проводимых торгах, его участниках, сроках заключения контракта и его исполнения. Информация должна быть открытой и общедоступной. Это поможет контролировать целевое расходование бюджета на запланированные цели.

С января 2016 года сайт zakupki.gov.ru официально выполняет роль Единой Информационной Системы.

Была разработана новая структура и дополнительные функции, которые позволили значительно расширить возможности портала. Ввиду того, что данные в ЕИС открыты, достоверны и доступны всем желающим (кроме информации, представляющей государственную тайну), закупки проходят максимально прозрачно.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . А для поиска торгов в Вашей отрасли можете использовать нашу .

Госзакупки — официальный сайт

МЭР (Минэкономразвития России) и Федеральное казначейство являются ответственными ведомствами за концепцию и разработку ресурса Единой информационной системы. ЕИС, основанная на базе zakupki.gov.ru успешно функционирует.

44-ФЗ контролирует функционирование ЕИС, а также обязывает выполнять ряд требований. Данный портал должен контактировать и взаимодействовать с другими информационными системами и обеспечивать следующие моменты:

Изначально, Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 36 было предписано реализовать возможность подачи заявок участниками торгов в электронной форме через Единую информационную систему до 1 января 2017 года. Однако, постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 № 1588 срок исполнения этой задачи перенесли на дату, не позднее 1 января 2018 года.

Для этого всем участникам закупок необходимо пройти регистрацию в ЕИС.

Федеральное казначейство, финансовые органы, субъектов РФ и муниципальных образований, органов государственных внебюджетных фондов при размещении планов закупок и планов-графиков закупок осуществляется контроль за следующими данными в документах планирования:

  1. соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до Заказчика;
  2. соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

д) в реестре контрактов, заключенных Заказчиками, условиям контрактов.

Получается, что при размещении Заказчиком документов о планировании на сайте ЕИС госзакупок они проходят проверку и согласование в соответствующих финансовых органах. Проверка осуществляется не более 3 рабочих дней, со дня отправки плана закупок и плана-графика закупок для размещения в Единой информационной системе.

По итогам проверки, с помощью внутреннего функционала ЕИС, ставится отметка о соответствии или несоответствии той информации, которая предоставляется в документах планирования.

Если несоответствия выявлены, то Заказчику по средствам Единой информационной системы закупок (а в некоторых случаях на бумажных носителях) отправляется информация о выявленных несоответствиях и пока нарушения не будут устранены - документы планирования не будут размещены на официальном сайте госзакупок.

Также стоит обратить внимание, что в случае отсутствия у Заказчика связи через личный кабинет ЕИС с финансовым органом контроля, с 1 января 2017 года Заказчик не может разместить в Единой информационной системе план закупок и план-график закупок.

Согласно ч. 37 и 38 ст. 112 44-ФЗ,

заказчики, уполномоченные органы и учреждения уровня субъекта РФ и муниципального уровня, расположенные на территории республики Крым и г. Севастополя публикуют в ЕИС планы-графики размещения заказов по правилам, которые действовали до введения 44-ФЗ. Т.о. получается, что на Заказчиков Крыма и Севастополя в 2017 году не действует двухступенчатая система планирования и вместо планов закупок и планов-графиков закупок формируется и размещается план-график размещения заказов на 2017 год.

Для удобства пользователей были разработаны возможности работы с сайтом с использованием сенсорных экранов, корректное отображение портала на устройствах с разным разрешением экрана, реализована версия для лиц с ограниченными возможностями и автоматическое определение региона пользователя системы.

Изменения в ЕИС с 2018 года

В январе 2018 года на сайте Единой информационной системы была опубликована информация об обновлении системы и даны пояснения по особенностям работы с новым функционалом.

1. Осуществление контроля по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ

Для заказчиков федерального уровня возобновили условие о размещении в ЕИС документов в зависимости от результатов проверки.

Заказчик должен направить документы из своего личного кабинета на проверку Органу контроля. При положительном результате проверки, документация автоматически размещается в ЕИС.

В случае отрицательного результата, заказчик должен исправить нарушения и повторно отправить документы на проверку. Однако, даже в случае получения протокола о несоответствии, заказчик может вручную опубликовать в ЕИС данные, с отметкой, что объект контроля получил отрицательный результат при проверке Органом контроля.

Для заказчиков регионального и муниципального уровня остается прежняя схема работы до конца 2018 года.

Также добавлен функционал по контролю ФГУП, осуществляющих закупки за счет субсидирования для приобретение недвижимости и капитальных вложений в объекты федеральной собственности.

Регистрация в ЕИС

С 1 января 2019 года поставщикам для участия в электронных процедурах нужно будет сделать три вещи:

  1. Зарегистрироваться в ЕИС;
  2. Разместить информацию в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ);
  3. Аккредитоваться на ЭТП (не позднее рабочего дня, следующего за днём, потраченным на первые два пункта).

С 1 января спецсчета смогут открыть только лица, разместившие сведения в ЕРУЗ. Может возникнуть неприятная для участника ситуация, поэтому ЕИС рекомендует не затягивать с регистрацией и аккредитацией.

Те поставщики, которые аккредитован на ЭТП, должны зарегистрироваться в ЕИС в течение года — до 31 декабря 2019 года. Нужно только к 1 января 2019 актуализировать на ЭТП информацию и документы, предусмотренные статьей 62 Закона № 44-ФЗ.
Если у участника ничего нет — ни аккредитации, ни спецсчета — то сначала надо зарегистрироваться в ЕИС, а потом уже информация будет передана на площадки для прохождения аккредитации.

Подробно о том, какие документы необходимо приложить участникам для прохождения регистрации в ЕИС

Процесс прохождения регистрации в ЕИС в качестве поставщика Вы можете посмотреть в данном видео:

3. Отображение нового раздела «Реестр единственных поставщиков»

Федеральному органу исполнительной власти и органу исполнительной власти субъектов РФ, заключившим специальные контракты, предусматривающие встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора, доступен функционал формирования и направления сведений, предназначенных для включения в Реестр единственных поставщиков.

Для обеспечения работы этого функционала, в ЕИС реализован личный кабинет органа исполнительной власти, предоставляющий информацию и документы для включения в реестр.

4. Изменения формы годового отчета о закупках у СМП (для заказчиков по 223-ФЗ)

В связи с этим теперь в ЕИС появляется возможность отразить в форме годового отчета о закупке ТРУ у субъектов МСП следующую информацию:

    информация о долгосрочных договорах;

    информация о субъектах малого предпринимательства.

Также с 1 января 2018 вступают в силу изменения к требованиям об обязательном объеме закупок, участниками которых могут стать ТОЛЬКО субъекты малого и среднего предпринимательства. С 10% он увеличивается до 15% от совокупного годового объема закупок.

Для упрощения работы, в ЕИС реализована функция автоматической проверки планов закупок и годовых отчетов о закупках на соответствие установленному размеру закупок, предназначенных только для субъектов МСП.

Проверка на соответствие 15-ти % объему будет применяться начиная с годовых отчетов за 2018 год, при проверке отчетов за 2017 год будет использоваться показатель в 10%

5. Формирование в ЕИС сведений о принятых бюджетных обязательствах

В случаях, если закупка осуществляется в целях реализации мероприятий по информатизации, то в сведениях о бюджетном обязательстве, направляемом для постановки на учет, теперь доступна возможность дополнительно указывать код и наименование мероприятий по информатизации посредством его выбора из справочника «Мероприятия информатизации», а не вручную.

Последствия изменения ЕИС

Введение всех этих изменений благотворно влияет на поиске интересуемых торгов, которые можно будет найти не только по номеру закупки, но и просматривать проводимые тендеры, например, определенным Заказчиком.

В идеале, официальный сайт Единой информационной системы закупок должен объединить в себе все данные с каждой торговой площадки на федеральном уровне. Ч. 7 ст.4 44-ФЗ не запрещает создавать другие информационные порталы регионального и муниципального масштаба, которые будут интегрированы с ЕИС. Главное, чтобы данные, публикуемые на этих порталах, совпадали и не противоречили друг другу. В противном случае, приоритет предоставляется Единой информационной системе и информация, размещенная в ней, считается достоверной.

Информация, содержащаяся в ЕИС

После окончательной доработки и введения всех функций в Единую Информационную Систему закупок она будет содержать следующие данные:

Таким образом получается, что на одном портале Единой информационной системы будет собрана вся необходимая информация для подбора тендера и участия в нем. Такой подход обеспечивает прозрачность любой закупки от начала до исполнения контракта, что выгодно как честному Заказчику, так и подрядчику, желающему найти хороший заказ.

Конечно, важным моментом является такая сторона вопроса, как техническая составляющая. Ведь для обеспечения стабильности работы системы при высокой посещаемости должны быть мощные сервера и хорошее программное обеспечение. Этот момент, естественно, учли и подготовили хорошую техническую базу для запуска портала в полную силу.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

С целью упрощения процесса поиска необходимых торгов был создан сайт единой информационной системы в сфере закупок — ЕИС, доступный по ссылке: zakupki.gov.ru. Портал ЕИС существенно упрощает нахождение необходимой информации не только для заказчиков, но и для поставщиков товаров или услуг.

Вам не нужен ООО или ИП для начала

Работать таким образом может любой на вполне законных основаниях. Возможность работать без регистрации ставит госзакупки на первое место по комфортным бизнесам.

С появлением нового законодательства Российской Федерации в виде законов 44 и 223 в значительной степени упростилось проведение закупочных мероприятий по государственным и муниципальным контрактам.

Введение электронных торговых площадок позволило обеспечить открытость и доступность всех государственных, и не только, сделок. Однако, много вопросов у пользователей, связано с регистрацией на портале ЕИС, а также особенностями работы там.

Получение электронной подписи

Для работы с сайтом единой информационной системы – иными словами ЕИС, необходимо оформить цифровую подпись.

Сделать это можно обратившись в МФЦ и предоставив следующий пакет документов:

  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Копия документа из ЕГРИП.
  • Оригинал и копия паспорта.
  • Оригинал СНИЛС.

После успешного прохождения процедуры МФЦ выдаст сертификат и цифровой ключ для подписи документов в ЕИС.

Установка необходимых сертификатов

Сайт zakupki.gov.ru требует прохождения обязательной регистрации и установки специальных сертификатов. Установить первый необходимый сертификат можно перейдя по ссылке:

и скачав соответствующий файл:

После успешного скачивания на компьютер файл нужно установить. Сделать это можно перейдя в каталог, куда сохранился файл, и два раза кликнув на него мышкой:

В появившемся окне следует нажать на установить сертификат:

После этого появится окно выбора места сохранения сертификата. Сохранить его нужно так, как показано на скриншоте:

После этого можно смело нажимать на кнопку далее и, затем, в появившемся окне нажать на готово:

После установки данного сертификата нужно вернуться к ссылке указанной выше и скачать следующий сертификат:

Процесс установки данного сертификата полностью идентичен с инсталляцией предыдущего.

Последним скачиваемым файлом является программа для формирования цифровой подписи Sign.cab:

Произвести установку данного программного обеспечения можно перейдя в каталог, где сохранен данный файл и дважды кликнув по нему:

Сайт zakupki.gov.ru: непосредственно регистрация

Процесс регистрации портале Госзакупок ЕИС следует начать с перехода по ссылке zakupki.gov.ru и клика на личный кабинет, например, 44-ФЗ:

После этого перед пользователем интернет-ресурса ЕИС откроется документ, в который необходимо внести все регистрационные данные организации.

После заполнения всех требуемых данных можно смело нажимать на кнопку Сохранить

Все! Личный кабинет организации на портале госзакупок создан. Теперь можно переходить к внесению уполномоченных пользователей. Сделать это можно перейдя в соответствующий раздел в личном кабинете:

В новой версии сайта ЕИС поиск по ОКДП переехал в меню Код позиции КТРУ. При выборе данного варианта появится следующее окно, позволяющее вводить ОКДП:


Функционал сайта госзакупок

На официальном сайте государственных закупок ЕИС пользователи могут найти различные реестры, нормативно-правовые акты, ссылки на полезные ресурсы, статистику, прогнозы и другую важную информацию.

Специально для потенциальных клиентов, портал госзакупок реализовал на сайте следующий функционал:

  • Внесение данных о подписанных договорах, участниках и т.д.
  • Создание и размещение заказов.
  • Написание протоколов и прикрепление рабочей документации к заказу.
  • Заключение сопровождающих договоров в режиме реального времени.
  • Возможность формирования и размещения планов.
  • Просмотр информации о недобросовестных компаниях в разделе жалоб.
  • Просмотр актуальной информации по текущим закупочным операциям.
  • Уведомления об интересных позиция.

Обратите внимание ! Несмотря на невероятно обширный функционал, сайт не позволяет подписывать государственные контракты!

Видео-инструкция по работе на портале Госзакупок ЕИС

Заключение

Официальный сайт zakupki.gov.ru предлагает пользователям огромный спектр услуг. Здесь клиенты смогут без труда заключить негосударственные договора, просмотреть информацию о текущих сделках, внести правки в подписанные договора и настроить уведомления об изменениях в актуальных закупках.

Благодаря успешно организованному поиску, посетители портала ЕИС имеют возможность легко отыскать любые интересующие их сделки, даже если те были умышленно замаскированы недобросовестными организациями.

Сайт ЕИС в сфере закупок - это главный портал для заказчиков и поставщиков. Сама система позволяет проводить прозрачные закупки, взаимодействовать с контрагентами, отчитываться перед контролирующими органами и многое другое. О функционировании единой информационной системы в сфере закупок в 2019 году пойдет речь в этом материале.

Что обеспечивает ЕИС в сфере закупок

Что такое единая информационная система в сфере закупок? Официальное определение гласит, что это совокупность данных, технологий и технических средств, которые в совокупности обеспечивают взаимодействие госорганов с заказчиками, а заказчиков с поставщиками.

ЕИС появилась в 2011 году по адресу zakupki.gov.ru . С 2017 года за нее отвечает Федеральное казначейство. Единая система в сфере закупок нужна для повышения прозрачности госзакупок, контроля за действиями заказчиков. По ЕИС можно отследить проведение всех процедур, их законность и правильность. В системе виден каждый шаг заказчика, начиная от публикации плана закупок и до отчета об исполнении последнего контракта в году. Также она служит местом хранения огромного массива информации в сфере госзаказа.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Функционал единой информационной системы в сфере закупок

Единая информационная система в сфере закупок содержит:

  • планы и планы-графики;
  • сведения об исполнении контрактов;
  • реестры: заключенных контрактов, РНП, гарантий банков, жалоб, проверок и их итогов, единственных поставщиков товаров;
  • типовые образцы официальных документов;
  • результаты проверок и мониторинга;
  • жалобы в ФАС и ответы на них;
  • отчеты;
  • каталоги товаров, работ, услуг;
  • нормативно-правовые акты;
  • новости по закупкам;
  • обучающие материалы о том, как работать с ЕИС в сфере закупок.

О функционале единой информационной системы в сфере закупок говорится в статье 4 Закона № 44-ФЗ. Она является:

  • базой данных (место хранения нормативно-правовых актов, списков заказчиков, поставщиков, реестров контрактов, документации по каждой процедуре);
  • инструментом контроля (благодаря работе ЕИС контролирующим органам проще проверить законность действий заказчика и выявить нарушения сразу);
  • инструментом электронного документооборота.

Одни из главных функций для заказчиков - публикация важных документов и размещение информации о закупочных процедурах. Также они могут сверяться с реестром недобросовестных поставщиков, изучать работу с госзаказом с помощью учебных материалов и т.д.

Поставщики используют сайт ЕИС главным образом для поиска актуальных тендеров. На портале можно искать по закону, номеру закупки, способу определения поставщика, НМЦК, ключевым словам, заказчику и т.д. Но с 2019 года правила для поставщиков закупок по Закону № 44-ФЗ меняют. Как и когда поставщикам регистрироваться в ЕИС, чтобы участвовать в закупках с 1 января, расскажет эксперт

Кстати, помимо ЕИС существуют региональные порталы, интегрированные с единой системой. Это удобно для местных поставщиков: они сразу видят актуальные для региона закупки, не приходится искать среди тысяч процедур со всей России.

До 2019 года регистрация в единой информационной системе в сфере закупок ЕИС была необходима только заказчикам. Нужно получить сертификат в Федеральном казначействе, установить специальное ПО, следуя инструкциям. Уже с 2019 года регистрироваться в ней должны и поставщики.

Изменения в работе в ЕИС по 44-ФЗ в 2019 году

Мы разобрали, что содержит ЕИС в сфере закупок. Перейдем к нововведениям 2018-2019 годов. 2018 год стал революционным для госзаказа. Процедуры закупок стали еще прозрачнее. Также частично поменялся регламент работы в ЕИС. Регистрация в единой информационной системе в сфере закупок с 2019 года необходима каждому поставщику, работающему с госзаказом. Зарегистрироваться можно с 1 января и до 31 декабря 2019 года. Зачем это нужно? Без этого шага участнику недоступна аккредитация на ЭТП и подача заявок, а значит и участие в закупках. Все зарегистрированные участники попадут в единый реестр (ЕРУЗ) . Его будут вести на портале единой информационной системы в сфере закупок.

Также в числе нововведений - ввод в эксплуатацию нового функционального блока единой информационной системы в сфере государственных закупок. Теперь предварительный отбор и аукционы по ремонту многоквартирных домов проходят через ЕИС. В систему ведутся два перечня - реестры квалифицированных и недобросовестных подрядчиков.

Вложенные файлы

  • Инструкция по регистрации организаций и пользователей в ЕИС.pdf
  • Руководство пользователя ЕИС.pdf

Решение о создании единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС) было принято в рамках реализации 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу с 1 января 2014 года. Одной из целей создания ЕИС является повышение прозрачности закупок.

Назначение системы

ЕИС пришла на смену официальному порталу госзакупок zakupki.gov.ru , на базе которого она и создавалась. Существенное отличие ЕИС от портала госзакупок заключается в размещении в ней всей информации о закупке, начиная с планов закупки и план-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта.

Помимо информации непосредственно о закупках, система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий.

Кроме того, в ЕИС должны добавляться результаты аудита в сфере закупок и информация о ценах на рынке товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одна из возможностей системы - организация с ее помощью общественного обсуждения закупок.

Ход проекта

2019: Разработка приложения ЕИС для участников закупок

2018

Запуск пилота и call-центра ЕАТ

Специализированная организация «РТ-Проектные технологии» госкорпорации Ростех 1 июля 2018 года запустила пилотный проект Единого агрегатора торговли «Березка» (ЕАТ) . Одновременно начал работать и call-центр ЕАТ.

Запуск проекта позволит проводить госзакупки малого объема (100-400 тыс. рублей) для государственных и муниципальных нужд в упрощенном виде онлайн. Как ожидается, его использование позволит сэкономить госсредства и время на оформление по стандартным процедурам закупок серийных товаров, к примеру, бумаги и оргтехники.

Реализация пилотного проекта в соответствии с распоряжением Правительства РФ предполагает использование ЕАТ на добровольной основе уже с 1 июля 2018 года. Обязательной система станет с 1 ноября 2018 года при обеспечении госзакупок для федеральных органов исполнительной власти. Исключение составят закупки, сведения о которых содержат государственную тайну.

Согласно рекомендациям экспертов мы постарались доработать функционал ЕАТ для создания комфортной среды не только для заказчиков, но и для поставщиков, особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства, с целью обеспечения им беспрепятственного доступа к госзакупкам. Безусловно, в период становления будут возникать различные вопросы, на которые специалисты call-центра будут оперативно отвечать, привлекая при необходимости команду разработчиков системы. Работа call-центра важна и для нас, так как мы получим дополнительно информацию, которая позволит оперативно принимать управленческие решения по совершенствованию функционала агрегатора, - прокомментировал заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров .

По многоканальному номеру телефона 8-800-700-48-08 с 6.00 до 20.00 по мск операторы горячей линии проконсультируют по всем возникшим вопросам. При необходимости будет решен вопрос о переходе call-центра на круглосуточный режим работы.

Обновление Регламента ЕАТ «Березка»

Названа дата запуска ЕАТ

Единый агрегатор торговли «Березка» (ЕАТ)

2017

Контракт на 0,5 млрд руб на развитие системы с «РТ-Проектные технологии»

В «Ростехе» отмечают, что команда специалистов госкорпорации, накопившая существенный опыт в рамках создания информационно-аналитической системы мониторинга и контроля за осуществлением закупок лекарственных препаратов (ИАС), сосредоточится на ключевых работах, присущих генеральному подрядчику и необходимых для продолжения реформы, повышения прозрачности и эффективности государственного заказа. В частности, это развитие каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках с целью анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам.

Помимо этого, команда «РТ-Проектные технологии» будет выполнять работы по согласованию с заказчиком частных технических заданий на систему, включающих детализированные требования ко всей ее будущей функциональности, описания автоматизируемых бизнес-процессов , применяемые технологии, работы по разработке рабочей документации на систему, контроль выполнения работ по разработке программного обеспечения, пуско-наладке и опытной эксплуатации системы. В части разработки программного обеспечения на основании подготовленного «РТ-Проектные технологии» частного технического задания и рабочей документации будут привлекаться внешние исполнители.

В целом контракт на развитие ЕИС разбит на три логических этапа.

Первый этап

Первый этап посвящен важнейшим доработкам, связанным с вступающими в силу нормативно-правовыми актами, технологическим работам по обеспечению резервирования системы, технологической модернизации и документированию системы с точки зрения обеспечения соответствия требованиям регулятора в сфере информационной безопасности .

Также предполагается функциональное развитие системы, в частности, работы по формированию структурированного универсального передаточного документа, подтверждающего исполнение контракта, реализации положений Постановления Правительства № 615 (процедуры закупок услуг по проведению капитального ремонта в многоквартирных домах) в части ведения реестра договоров о проведении капитального ремонта, формирования и размещения сведений в реестре недобросовестных подрядных организаций.

Выполнение первого этапа (до конца 2017 года) доверено компании «Ланит-технологии», имеющей многолетнюю компетенцию в данном виде работ. Сумма контракта с ней составляет около 115 млн рублей. На последующих этапах разработчики ПО ЕИС будут определяться на конкурсах.

Второй этап

В число задач второго этапа входят работы по:

  • развитию функциональности каталога товаров, работ и услуг и его применению при осуществлении закупок, *внедрению в тестовом режиме процедуры подписания и включения в реестр контрактов электронного акта выполненных работ,
  • развитию аналитической системы с учетом расширения состава информации, формируемой в ЕИС в структурированном виде,
  • созданию мобильного приложения по поиску размещаемых в ЕИС закупок,
  • обеспечению возможности электронного обмена с ФНС по получению сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Третий этап

На третий этап запланирован самый большой объем работ, требующих проектирования бизнес-процессов . В частности, предполагаются работы по переводу всех процедур в электронный вид: если по состоянию на октябрь 2017 года реализован только электронный аукцион, то в 2018 году законопроектом предусмотрен перевод всех (более 14 видов) закупок в электронный вид и обеспечение интеграции с электронными площадками.

Также в перечень работ третьего этапа включены:

  • разработка конструктора электронных контрактов,
  • формирование отчетов заказчиков об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций,
  • создание единого реестра субподрядных договоров.

В рамках контракта будет сделан задел для полномасштабного перевода ЕИС на свободное программное обеспечение (СПО). Поскольку ЕИС является высоконагруженной системой, обрабатывает большие объемы данных и содержит большое количество автоматизированных бизнес-процессов, замещение будет проходить аккуратно, с обязательной апробацией технологий на менее критичных компонентах ЕИС и последующим тиражированием на всю систему. Поэтому полный перевод ЕИС на СПО рассматривается как задача, выходящая по срокам за рамки 2018 года, сообщили в «Ростехе».

Система госзакупок оказалась «Ростеху» не по зубам. На помощь снова позвали «Ланит»

«Ланит» осуществлял разработку и запуск системы. В начале 2015 года Федеральное казначейство заключило с компанией госконтракт объемом 525 млн руб. на выполнение работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО системы. Позднее, в сентябре, с компанией был заключен еще один контракт на выполнение работ по развитию системы объемом 143 млн руб.

Техподдержкой ЕИС в 2016 году занималась «Онланта». Конкурс на эксплуатацию системы в первом полугодии 2017 года также выиграла она.

Ранее к функционированию ЕИС возникали серьезные претензии, касающиеся сбоев и некорректной работы системы. В начале 2017 года ситуация оказалась особенно критической: из-за сбоев в системе зависли торги на миллиарды рублей (подробнее об этом - в блоках ниже). На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин предлагал разрешить городам федерального значения - Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, - а также субъектам РФ с объемом госзакупок более 100 млрд рублей в год использовать в этой сфере собственные интернет-порталы.

Ранее, когда первый вице-премьер Игорь Шувалов убеждал президента Владимира Путина в целесообразности передачи системы закупок «Ростеху», он отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна «существенная доработка функционала» ЕИС, а «РТ-проектные технологии» обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами» .

В «Ростехе» заявили TAdviser, что субподрядные организации «Онланта» и «Ланит-Технологии» работают с системой с 2009 года в части проектирования и создания, а с 2011 года также ответственны за ее эксплуатацию и развитие. Благодаря длительной работе над проектом «Онланта» и «Ланит-Технологии» обладают профессиональной экспертизой в части, например, нормативно-правого обеспечения, многолетним опытом автоматизации закупочной деятельности, создания и эксплуатации высоконагруженных государственных информационных систем.


Задача «РТ-проектные технологии» чуть шире: помимо обслуживания, это еще и модернизация существующей системы, добавили в госкорпорации. В компании пояснили TAdviser, что для этого специалисты «РТ-проектные технологии» возьмут на себя создание и развитие единого каталога товаров работ и услуг как основного инструмента структурирования сведений о закупках. У пользователей новой системы будет возможность сравнивать цены, выполнять данную процедуру оперативно без ввода и анализа огромного количества данных, а также автоматически получать на всех этапах предупреждение о возможных отклонениях в цене или качестве.

Это важно для анализа фактических закупочных цен и характеристик закупаемой продукции, нормирования, прогнозирования спроса, определения начальных максимальных цен, мониторинга закупок по завышенным ценам. Все участники закупок, включая контролирующие органы, смогут в режиме реального времени автоматически анализировать массивы информации и получать рекомендации по ценам. У контролирующих органов появится дополнительный превентивный инструмент контроля в области госзакупок, объясняют в «Ростехе».


В «Ростехе» отмечают, что госкорпорация в лице «РТ-проектные технологии» не ставит перед собой цель получить прибыль от разработки ЕИС. На данный момент только 6% от общего контракта пойдет на погашение операционных издержек работы компании. Это длительный проект и ключевую прибыль от него планируется получить в долгосрочной перспективе по итогам продажи дополнительных услуг (например, получение справок) в рамках работы каталога после его запуска.

Ответственным за госзакупки стал Минфин

Подписанным постановлением Минфин России определён федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на исполнение функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также ведению реестра инвестиционных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - говорится в тексте документа.

Правительство назначило «Ростех» единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации системы госзакупок

Решение правительства принято в соответствии с поручением президента Владимира Путина и направлено на совершенствование ЕИС с целью реального снижения цен и обеспечения справедливой конкуренции в сфере закупок, говорится в сообщении «Ростеха».

В основу проекта развития ЕИС заложен ряд ключевых элементов: создание справочников (классификаторов), каталогов продукции, баз данных средневзвешенных цен, аналитической системы. Реализация проекта должна обеспечить сквозной процесс от системного планирования закупок до заключения контрактов, отмечают в «Ростехе».

На этапе планирования закупок будет проводиться автоматическое формирование справочников классификаторов и каталогов на все товарные группы, формирование прозрачного конкурентного ценообразования и оценки результатов проведения работ и оказания услуг. На всех этапах работы ЕИС будет обеспечена функция автоматического предупреждения о возможных отклонениях в ценовых и в качественных показателях.

Преимуществом данного подхода по отношению к существующему в «Ростехе» называют возможность автоматического анализа больших массивов информации в режиме реального времени с формированием предварительных рекомендаций по ценам всем участникам закупок, включая контрольно-надзорные органы.


На момент принятия правительственного решения «Ростех» в рамках рабочих групп с Казначейством приступил к разработке системного проекта на развитие функциональности ЕИС. Работа с ЕИС будет осуществляться силами отечественных разработчиков на основе российского ПО с открытым исходным кодом, заявили в «Ростехе».

Из-за сбоев в системе госзакупок зависли торги на миллиарды рублей

В январе 2017 года с вступлением в силу изменений в 44-ФЗ о контрактной системе заказчики по всей России , попадающие под действие этого закона, столкнулись с проблемами размещения информации о закупках в федеральной ЕИС закупок. Из-за сбоев в системе возникли, например, проблемы с размещением в ЕИС планов-графиков закупок, а без их публикации тендеры проводить нельзя. За нарушение правил размещения данных в ЕИС заказчикам грозят штрафы.

Собянин в своем письме отмечает, что в работе ЕИС наблюдаются регулярные технические сбои. Это, по его мнению, мешает публикации сведений о госзакупках и контрактах, тем самым ведет к их срыву. В связи с этим мэр предложил дать субъектам РФ возможность использовать независимые региональные информационные системы для данных целей.

В Комитете по госзаказу Санкт-Петербурга говорят, что их специалисты в ручном режиме исправляют ошибки, выданные ЕИС госзакупок и поддерживают инициативу Сергея Собянина. В комитете также предложили приоритетно размещать информацию в региональных системах с последующим обязательным размещением в ЕИС. Региональные системы представляют логический механизм учета, планирования и исполнения закупочных операций, что нельзя сказать о ЕИС. Правильнее было бы использовать ее для сбора и аналитики данных регионов, полагают в Санкт-Петербурге.

Представитель Шувалова подтвердил изданию, что первый вице-премьер уже поручил Минэкономразвития , Минфину и Казначейству внести в правительство акт о назначении «РТ-проектные технологии» единственным исполнителем.

Изначально в Белом доме рассчитывали с помощью ЕИС перевести все госзакупки в электронный вид осенью 2016 года, но затем переход на электронные процедуры сдвинули на 1 января 2018 года из-за неготовности каталога товаров, работ и услуг и самой системы. Шувалов отмечал, что для перевода всех закупок в электронный вид нужна существенная доработка функционала ЕИС, а «РТ-проектные технологии» «обладает техническими ресурсами и высококвалифицированными специалистами».

За разработку единой информационной системы, запущенной в 2016 году, отвечает «Ланит» , за техподдержку - его «дочка» «Онланта» . В начале года Минэкономразвития говорило о необходимости заменить иностранное оборудование и программы, на которых строится система госзакупок, на российское, поскольку зарубежные решения могут повлиять на ее работоспособность.

В начале мае 2016 года стало известно о планах Минэкономразвития по передаче системы госзакупок в частные руки. Для этого на ней могут сделать площадку для торгов и ввести платные услуги, пишут «Ведомости» .

В апреле 2016 года Минэкономразвития отправило в правительство письмо, в котором предложило развивать единую информационную систему (ЕИС), собирающую данные обо всех закупках государства и госкомпаний, как объект концессии. Представитель министерства подтвердил изданию, что этот вопрос прорабатывается.

ЕИС аккумулирует данные обо всех госзакупках и закупках госкомпаний в открытом доступе. Начиная с 2017 года в системе также появится каталог товаров, в который за плату по регулируемому тарифу Минэкономразвития предлагает включать товары поставщиков. Таким образом, процедура станет более конкурентной и выгодной для частных инвесторов, отмечают в министерстве.

Кроме того, как говорят в Минэкономразвития, ЕИС могла бы функционировать как торговая площадка, а концессионеры смогли зарабатывать на обеспечении заявки, которое вносят поставщики. По словам чиновника министерства, при полном переходе госзакупок и закупок госкомпаний в электронный формат ожидаемый годовой доход всех электронных площадок, где будут проходить торги, составит 32–48 млрд рублей.

Еще одно прибыльное направление ­- создание платежной системы концессионера для онлайн-расчетов между заказчиками и поставщиками, говорится в презентации Минэкономразвития.

Минэкономразвития задумалось над импортозамещением в ЕИС

В середине февраля 2016 года газета «Ведомости» опубликовала материал, в котором сообщила о предложении Минэкономразвития заменить иностранное ПО на российское в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС). Участники рынка считают, что такое импортозамещение возможно, но оно будет непростым.

ЕИС во многом зависит от зарубежного оборудования и софта, что может негативно повлиять на функционирование системы, например, из-за введения международных санкций, пишет издание со ссылкой на письмо Минэкономразвития Федеральному казначейству . Последнее согласно с необходимостью заменить импортные программы на российские и намерено искать подходящие решения, сообщил заместитель руководителя казначейства Сергей Гуральников .

Вместе с тем он признал, что альтернатив западным продуктам, которые бы не уступали им по производительности, пока нет. Их надо искать, тестировать и убедиться, что не пострадает то, что уже работает, и, возможно, в 2016 году будет принято решение, на какое ПО переходить, сообщил Гуральников.

Систему нужно будет перестраивать почти с нуля, предупреждает президент IT-интегратора IBS Сергей Мацоцкий . Придется переходить на новые базы данных, это может привести к сбоям в работе, замечает предправления ГК «АйТи» Тагир Яппаров .

Как сообщил газете представитель Минэкономразвития, стоимость проекта импортозамещения технологий в ЕИС должна быть определена казначейством. Георгий Генс полагает, что переход обойдется значительно дороже поддержки иностранных решений, поскольку система госзакупок является сложной и очень нагруженной, и она должна работать непрерывно.

Единую систему закупок запустили с множественными недоработками

В январе 2016 года организация Общероссийский народный фронт (ОНФ) провела мониторинг работы ЕИС в сфере закупок, которая по указанию Дмитрия Медведева должна была заработать в полную силу с начала года, и сообщила об обнаруженных множественных недоработках системы.


С 1 по 6 января портал госзакупок был закрыт на регламентные работы. 6 января пользователи впервые смогли увидеть новую систему. С 9 на 10 января вновь ЕИС была отключена для проведения регламентных работ. В воскресенье 10 числа система заработала с незначительными изменениями дизайна на ряде страниц.

В числе проблем, с которыми сталкиваются пользователи при работе с системой, - не работает система поиска и фильтрации, в реестре контрактов на обновленном сайте отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. Многие разделы не функционируют, в некоторых присутствуют только тестовые записи, не выводятся данные, в ряде разделов сервер выдает ошибку.


Разработку и запуск системы осуществлял заявили TAdviser, что все представленные замечания прорабатываются с техническими специалистами, и необходимые меры будут приняты в кратчайшие сроки.


Приемка работ осуществлялась межведомственной комиссией с участием Минэкономразвития, ФАС , Дмитрий Медведев подписал постановление о порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок. В соответствии с документом, Федеральное казначейство должно обеспечить ввод системы в эксплуатацию не позднее 1 января 2016 года, а в срок до 1 мая 2015 года - утвердить состав межведомственной комиссии по созданию системы в сфере закупок и положение о этой комиссии.

Документом также определяется, что перечень подсистем (компонентов, модулей) ЕИС в сфере закупок определяется в технической документации на основании функциональных требований к этой системе, которые устанавливаются Минэкономразвития .

Ранее в Минэкономразвития заявляли TAdviser, что, по мнению ведомства «из системного понимания закона», система должна была быть введена в эксплуатацию с таким расчетом, чтобы с ее использованием можно было планировать закупки на 2016 год. То есть, окончательный ввод системы в эксплуатацию предполагался на 4-й квартал 2015 года.

ТЗ на создание ЕИС по госконтракту, который Минэкономразвития заключило с научно-исследовательским центром ВШЭ, было разработано в 2013 году, а в течение 2014 года оно прошло дополнительно 2 этапа доработки, рассказали TAdviser в ведомстве.

Доработки были связаны с изменениями в закон 44ФЗ, которые были приняты в декабре 2013 года и в июне 2014 года, а также в связи с принятыми подзаконными актами, которые конкретизируют вопросы планирования, нормирования, обоснования закупок. В июле 2014 года появилась итоговая редакция ТЗ. Параллельно с доработкой ТЗ осуществлялась проработка финансово-экономического обоснования стоимости этого проекта, а по состоянию на ноябрь 2014 года казначейство вело работу по подготовке документации на заключение контракта на создание ЕИС.

Единая информационная система устранит «аномально» устойчивые связи в закупочном процессе

Возможность отслеживать «аномально» устойчивые связи между поставщиком и заказчиком, а также отклонения цен позволит Единая информационная система закупок, которая заменит официальный сайт www.zakupki.gov.ru . Об этом сообщил глава департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития РФ Максим Чемерисов в декабре 2015 года.

Ведомство предлагает все конкурентные процедуры перевести в электронный вид. «Это станет прорывным шагом», - уверен М. Чемерисов, отмечая, что в таком случае все процессы торгов станут максимально публичными.

В числе дополнительный функций Единой информационной системы появится единый каталог товаров и услуг, который позволит обеспечить создание системы единого ценообразования в сфере закупок.

Также должно быть осуществлено ограничение сроков взаиморасчета по контрактам, считает М. Чемерисов. «Задержки расчетов с поставщиками является серьезным препятствием эффективного ведения бизнеса. Этот барьер мы должны устранить», - сказал М. Чемерисов.

Раскрытие информации о субподрядчиках позволит устранить злоупотребления со стороны как заказчиков, так и поставщиков. Кроме того, должны быть установлены дополнительные требования к приемке выполненных услуг и поставленных товаров.

«Кроме того, необходимо усилить контроль за порядком закупок в чрезвычайных ситуациях – в этом секторе есть риск злоупотреблений в плане превышения органами власти своих полномочий», - отметил М. Чемерисов.

2014

Передача проекта от МЭР к Казначейству

В конце сентября 2014 года в соответствии с постановлением правительства полномочия по созданию и развитию ЕИС были переданы от Минэкономразвития Федеральному казначейству . К Казначейству перешла также обязанность установления порядка регистрации в ЕИС и использования системы.

«Закрепленная постановлением схема распределения полномочий между Минэкономразвития и Казначейством позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся у нас экспертизу по созданию государственных информационных систем федерального уровня, а также ту информационно-технологическую инфраструктуру, которой наше ведомство располагает», - сказал по этому поводу 12 ноября 2014 года Сергей Гуральников, заместитель руководителя Казначейства.

В Минэкономразвития относительно передачи функций по созданию ЕИС от их ведомства к Казначейству заявили TAdviser, что это обусловлено, во-первых, тем, что принято решение создавать ЕИС на базе уже существующего официального сайта zakupki.gov.ru, который находится в ведении Федерального казначейства, а, во-вторых, с тем, что сейчас Федеральное казначейство совместно с Минфином разрабатывают государственную информационную систему «Электронный бюджет», которая должна быть интегрирована в единые информационные системы. Поэтому целесообразно, чтобы эти два государственных информационных ресурса находились под управлением одного ведомства, заключили в Минэкономразвития.

Федеральное Казначейство о системе

По мнению Сергея Гуральникова, использование программно-аппаратного комплекса официального сайта РФ при создании ЕИС позволит уменьшить сроки и сократить стоимость реализации проекта.

«Такой подход, как мне видится, обеспечит реализацию основного приоритета создания и поэтапный запуск функционала новой системы без излишних потрясений как для заказчиков, так и поставщиков», - сказал Гуральников.

По его мнению, это также обеспечит максимальную преемственность того функционала, который уже был создан ранее, и возможность использования новых технологических инструментов для его совершенствования.

Гуральников также пояснил, что в настоящее время бюджетный закупочный процесс на технологическом уровне является разрозненным. Заказчики вынуждены работать в нескольких информационных системах, перенося данные из одной в другую, а также дублируя их. Отсутствие единых справочников, классификаторов в бюджетных и закупочных системах, по заверению чиновника, требует дополнительных трудозатрат на обеспечение непротиворечивости этих данных в различных системах.

Говоря о масштабах системы, Гуральников сообщил, что ЕИС будет представлять собой информационную площадку для работы порядка 1,5 млн участников - организаций-заказчиков и поставщиков.

«Мы планируем, что порядка 5 млн извещений будет публиковаться в ЕИС в течение года, - заявляет чиновник. - В связи с этим предстоит дополнительная работа совместно с Минкомсвязи по резервированию данных ЕИС при использовании инфраструктуры электронного правительства".

В Казначействе уверены, что нововведения, реализованные в ЕИС, позволят получить единый цикл электронных закупок, сократив временные и финансовые издержки всех участников электронного взаимодействия: «Это, несомненно, повысит прозрачность и доступность информации о госзакупках, расширит возможности по аналитике и поиску, приведет к снижению стоимости госконтрактов, позволит расширить контингент участников».

Доклад о Контрактой системе Сергея Гуральникова на CNews FORUM 2014


Замечания Счетной палаты к реализации проекта

В ноябре 2014 года по итогам проверки эффективности использования средств в рамках формирования контрактной системы за 9 месяцев Счетная палата сообщила, что результаты ранее выполненной ВШЭ работы не использовались, а срок запуска единой информационной системы в сфере закупок теперь и вовсе не определен.

«Учитывая, что для формирования программно-аппаратного комплекса ЕИС и ее опытной эксплуатации необходим определенный срок, а конкурс на разработку системы до настоящего времени не объявлен, декларируемая задача по повышению прозрачности закупок за счет внедрения ЕИС в 2014–2015 годах выполнена не будет», - отмечают в Счетной палате.

2013: ВШЭ создает концепцию за 6,9 млн руб

Работы над созданием системы начались еще в 2013 году. Тогда в сентябре правительство наделило Минэкономразвития функциями по выработке требований по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также установлению порядка регистрации и порядка пользования ею., Выполнение работ (оказание услуг) по созданию, развитию и обеспечению функционирования прикладного ПО для информационного обеспечения реализации положений № 44-ФЗ

  • Заказчики обязаны размещать извещения, документацию, протоколы — все тендеры на официальный сайт закупки гов ру.

    Официальный сайт госзакупок расположен по адресу zakupki.gov.ru .

    На портале размещены все тендеры и госзакупки. Официальный сайт бесплатно позволяет искать госзакупки по 44 ФЗ и 223 ФЗ, скачивать документацию. Предыдущая версия сайта госзакупок: old.zakupki.gov.ru. Gov.ru — наименование домена Правительства РФ (от первых букв английского слова government — правительство).

    Удобная альтернатива сайту госзакупок — система поиска тендеров Тендерплан. Попробуйте БЕСПЛАТНО на 2 недели

    Официальный сайт Zakupki.gov.ru содержит

    1. Планы закупок , планы-графики , информацию о их реализации
    2. Информацию о закупках , об исполнении контрактов
    3. Перечни закупок у субъектов малого предпринимательства
    4. Реестр контрактов , заключенных заказчиками
    5. Библиотеку типовых контрактов , типовых условий контрактов
    6. Реестр банковских гарантий
    7. Реестр жалоб (в ФАС), плановых и внеплановых проверок
    8. Результаты мониторинга , аудита и контроля

    На официальном сайте также работает форум .

    Главный портал закупок по 44-ФЗ содержит общие разделы госзакупок по 44 и 223-ФЗ, и отдельные разделы для планов закупок, перечней и реестров по каждому федеральному закону. Расширенный поиск позволяет фильтровать госзакупки. Можно выбрать федеральный закон, реестровый номер закупки, способ проведения закупки (вид тендера).

    Начальную цену закупки можно выбрать в рублях и другой валюте. Официальный сайт закупки гов ру поддерживает поиск по ИНН заказчика, субъекту РФ, а также месту поставки товара, работу или услуги. Помимо ключевых слов возможны исключения из поиска. Галочка «с учетом всех форм слов» выводит в результаты все части речи запроса при поиске.

    Регистрация на сайте госзакупок

    Портал госзакупок zakupki.gov.ru содержит раздел Заказчикам и раздел Поставщикам , где размещены реестры, разъяснения, вопросы и ответы.

    Поскольку заказчики обязаны размещать на официальном сайте госзакупок множество информации, им требуется получить ЭЦП для торгов , пройти регистрацию и получить доступ в личный кабинет. Порядок регистрации для заказчиков определен приказом Федерального казначейства .

    Заказчики размещают тендеры через ЕИС госзакупки. Официальный сайт является публичной частью единой информационной системы в сфере закупок. Официальный сайт закупки гов ру связывает заказчиков, участников закупок и электронные площадки.

    Каждая госзакупка содержит извещение, документацию, а также ссылку на электронную площадку, где будет проходить определение поставщика или электронные торги . Чтобы принять участие в торгах , поставщику потребуется пройти аккредитацию непосредственно на электронной площадке. Лидирующая торговая площадка у Сбербанка, поэтому аккредитация на Сбербанк-АСТ наиболее популярна.

    Полный доступ к информации на официальном сайте закупки гов ру и всех проводимых тендерах для поставщиков осуществляется без регистрации — ее попросту не существует.

    Помощь и обучение работе с сайтом закупок

    Официальный сайт закупки гов ру по 44-ФЗ постоянно дорабатывается. Несколько раз в неделю в него вносятся изменения и обновления, исправляются ошибки. Во время проведения регламентных работ сайт госзакупок не работает. Такие периоды могут составить до двух суток (в выходные дни).

    Во время регламентных работ на официальном сайте госзакупок информация недоступна и можно видеть только заглушку.

    Если вы испытываете трудности при работе с официальным сайтом госзакупок, мы готовы помочь вам. Пройдите